|
КОНЦЕПТ ФАКУЛЬТЕТОВ
Хогвартс образуют четыре взаимодополняющих друг
друга факультета. Каждый из них имеет свои собственные обычаи, традиции и
ценности. Во многом именно этими ценностями диктуются отношения учеников между
собой, их жизненные сценарии и так далее. На каждом факультете идет своя жизнь и
своя игра. Факультеты различаются по "темпераменту" - той атмосфере, которая
сформировалась на факультете.
Удобно сравнивать факультеты с временами года или этапами
человеческой жизни, различными, но равно необходимыми для существования.
Также можно определять факультеты через тот путь, который
они выбирают. Основная дихотомия здесь – это путь Правой или Левой руки. Эта
метафора не имеет сакрального смысла. Изначально она относилась к предполагаемой
дихотомии религий. Путь Правой руки предполагает уверенность в существовании
незыблемых ценностей в мире, чаще всего имеющих надчеловеческий (исходящий от
божества) характер. Путь Левой руки, напротив, предполагает относительность норм
морали, отсутствие общепринятых законов. Основная ценность – саморазвитие.
Факультеты Правой руки – это Хаффлпаф и Гриффиндор: Герой, спасающий Красавицу
(и весь мир заодно) от чудовища-Дракона. Факультеты Левой руки – Слизерин и
Рэйвенкло: Отшельник, который общается с тем самым гипотетическим Драконом.
Серафим Саровский, подружившийся со львом.
Второе разделение, которое можно предложить – разделение на
активные и пассивные факультеты. Активность и пассивность при этом понимается
как мужское и женское начала. Активность подразумевает преобразование мира в
соответствии с определенными принципами. Этим, как несложно догадаться,
занимаются Гриффиндор и Слизерин. Пассивность как начало – это сохранение
приобретенного, его преумножение без качественного изменения, тот мир, который
преобразуют «активные» факультеты. Женственность как принцип свойственна
Рэйвенкло и Хаффлпафу.
Каждый факультет обладает рядом уникальных особенностей. В
то же время, каждый факультет - этап в становлении человека, его личности. Этапы
различны, но замкнуты в круг, поэтому нельзя говорить о том, что один из этапов
"лучше" другого. Они просто различны. Также как можно говорить о своеобразии
достоинств и недостатков времени года, возрастного периода или времени суток,
также можно оценить и факультет.
Так Гриффиндор - это факультет Главного Героя. Здесь
учатся Герои, хулиганы, любимцы публики и их товарищи. Ценностью здесь является
индивидуализм, отвага и смелость. И немного - безрассудство. Это огонь, ученики
этого факультет не могут не действовать, они активны, они готовы нести свои
ценности в мир, защищать то, что они любят и во что верят. Гриффиндор это утро,
это юность, это вера в идеалы, желание совершать подвиги, оставить свой след в
истории. Достижения - вот что важно здесь.
Отношения на факультете строятся по принципу группок - в
центре лидер, его окружение - те, кто не смог проявить себя столь ярко. Группки
редко бывают больше трех человек. Это самый хулиганский факультет - невозможно
представить гриффиндорца, который никогда не нарушал правил - они созданы для
того, чтобы их нарушать.
На этом факультете играют в шалости и соревнования, в
борьбу с врагами, с честность и дружбу, в благородство, в веселые посиделки.
Гриффиндор - пространство воли и действия, здесь нужны смелость, отвага,
благородство, эмоциональность, вспыльчивость, любопытство, шило в одном месте.
Гриффиндорец постоянно отвечает на вопрос"кто я?", "чего я
стою?" - через нахождение своих ценностей, отождествления себя с ними и их
защиту, постоянную проверку себя - а подхожу ли я под собственные идеалы?
Решение этого вопроса связано с "проверкой себя", испытаниями - опасностью,
дружбой, смертью, искушениями. "Тварь ли я дрожащая или право имею?" Кто я -
герой или злодей? А может обыватель? Кто я для людей? Для данной группы? Для
моих друзей?
Если ответа на этот вопрос нет - человек становится легко
внушаемым, управляемым обстоятельствами, у него нет стержня, понятия о границах
себя.
Отрицательные стороны Гриффиндора - неуверенность в своих
ценностях - если гриффиндорец перестанет доказывать самому себе и окружающим что
именно его ценности и есть самые главные, он боится, что перестанет в них верить
сам. Неумение работать в команде, индивидуализм, неумение проявлять чувства.
Истинно подростковые, мальчишеские качества - "все это сентиментальный бред".
Бескомпросмиссность. Желание взять на себя больше ответственности, чем может
унести, неумение делиться трудностями из страха за других.
Хаффлпаф
- факультет поющих Хором. Здесь место
друзьям, любимым, родным и близким, хорошим семьянинам и работникам. Ценности
этого факультета - гармония, полнота, процветание и благополучие. Хаффл - это
лето, это молодость, самый расцвет сил, земля. На этом факультете ценятся
семейственность, любовь, дружба и коллектив. Здесь любят достоинство и
размеренность.
На этом факультете легкая и домашняя атмосфера. Здесь
играют в помолвки и письма из дома. В хорошие отметки и приличное поведение.
Хаффл - пространство чувств, здесь не обойтись без честности, трудолюбия,
чувства справедливости, спокойствия, упорства, основательности, надежности,
дружелюбия.
На Хаффл попадают те, кому интересно в первую очередь
научиться любить, установить близкие отношения (решение вопроса "кто я" через
отношения с окружающими). Основная дихотомия - научиться сопереживать,
сочувствовать, но при этом не раствориться в другом, не потерять себя. Здесь
люди учатся открываться, открывать для себя других, радоваться чужим победам и
сопереживать чужому горю. Умение любить и заботится - один из сложнейших навыков
в человеческой жизни. Речь идет не только о романтических отношениях, но и о
дружбе, родственной привязанности. Если для гриффиндорца друг тот, с кем он
пойет в разведку или совершать подвиги, то для хаффлпафца этот тот, с кем он
живет.
При неумении обрести любовь и не потерять себя человек или
растворяется в партнере или отстраняется, изолирует себя от других.
Недостатки Хаффлпафа - недальновидность, суетность (в
смысле ориентации на быт, жизнь, мелочи, а не на глобальные проблемы),
клановость, эмоциональность. Сосредоточенность на себе и своих, безразличие к
чужим, к проблемам планеты в целом. "Моя хата с краю" - зачем ввязываться, если
дело меня не касается? Собственные успех и благополучие, актуальные цели
затмевают более тонкие аспекты.
Слизерин - это Сила. Здесь ценят власть над самим
собой и над другими. Слизерин для лидеров, доминант, диктаторов, серых
кординалов и тех, кто не может жить без структуры. Главная ценность - обладание,
овладение. Здесь ценят все, что возвышает человека над другими. Слизерин - это
осень, время разложения и гниения. Это вечер - сумерки, время полутонов и теней.
Ценности имеют значение только потому, что они приводят тебя к определенному
результату. На Слизерине очень важна структура - ты тот, кем тебя назначил
факультет. Вне структуры ты не существуешь. Слизерин - вода, изменчивость и
непостоянство. Здесь самая напряженная атмосфера - постоянно приходится помнить
о том, что ты отвечаешь за престиж всего факультете и отвечать за свои проступки
будешь перед всеми. Слизерин может позволить себе все. Его ученики считают себя
лучшими. Поэтому факультет должен быть первым, никто не имеет права вмешиваться
в его дела, судить его учеников. Здесь играют в иерархию.
Слизерин для тех, чья цель в жизни - достижение, чего я
хочу в этой жизни, какое место смогу занять? (ответ на вопрос "кто я" через
определение своего статуса, места в мире)? Слизеринец стремится занять прочную
позицию в обществе, определить свой статус в группе. Он стремится к успеху,
процветанию, благополучию. Главное - достичь, заработать, получить. Эта
тенденция сказывается не только на карьере или учебе - она просачивается во все
сферы жизни. Человек стремится распространить себя на мир. Слизерин -
пространство духа, здесь важны хитрость, чистолюбие, эгоистичность,
изощренность, изворотливость, скрытность, агрессивность, властность,
амбициозность.
Если эта задача решается, то человек научается отдавать,
думать о благе всего человечества, самореализуясь. Он берет на себя
ответственность за то, что останется после него, за то, как проживает эту жизнь,
за власть и силу, которые приобретает. Если не удается - человек доходит до
крайней степени эгоизма, он замыкается на себе и способен идти по трупам ради
достижения своих целей, причиняя боль близким.
Слизерин "награждает" своих воспитанников такими
недостатками как гордость, стремление к доминированию, жестокость,
беспринципность, презрение к чужим нормам и ценностям, заносчивость, презрение к
тем, кто стоит ниже. Слизерину трудно делать выбор - это значит жечь за собой
мосты, а это не выгодно. Невротичность, неумение заботиться, относиться к
человеку как к цели, а не как к средству. Страх неопределенности. Чрезмерная
амбициозность, незнание того, чего ты хочешь на самом деле.
Рейвенкло
- Разум, Работа. Это "старость" и
мудрость. Рейвенкло выпускает в мир ученых, мудрецов, советчиков, наблюдателей.
Здесь все ученики - коллеги. Царит всеобщее уважение и принцип невмешательства в
личную жизнь. На этом факультете не принято судить, но принято обсуждать. Это
зима - спокойствие и кристальная ясность неба. Ночь. Главное на факультете - ты
сам и твоя работа. Здесь играют в самопознание и сотрудничество. Это
пространство интеллекта, ценятся здесь находчивость, ум, сообразительность,
самодостаточность, свободолюбие, целеустремленность, уверенность и конечно же -
знания.
Главная задача для рейвенкловца - обретение жизненной
мудрости, выбор пути, решение вопроса "кто я" через опыт поколений. Здесь думают
и анализируют, сравнивают, вникают в чужой опыт. Для того, чтобы увидеть
ситуацию целиком от нее нужно немного отстраниться, отойти. Поиск смысла жизни,
выбор концепта, опорных точек, указывающих путь. Поиск в прошлом, истории,
литературе.
Если задача решается - человек может применить свои знания,
помочь окружающим, и жизнь для него будет простой и легкой с высоты его
мудрости. Если такого пути не находится и осознания не приходит, то человек
начинает ненавидеть и презирать все и всех. Он чувствует себя оставленным за
бортом, брошенным и ненужным.
Обратная сторона монеты для Рейвенкло - пассивность,
безразличие, холодность, эгоизм (в смысле замкнутости на себе) и
безэмоциональность. Попытка все рационализировать, неумение работать с
чувствами, сопереживать. Отсюда отчужденность и циничное отношение к тем, кто
этим живет. Рейв не вмешивается и не встревает. Люди для него - коллеги, они
сами могут разобраться со своими проблемами, лезть со свомим советами - значит
оскорблять их, сомневаться в их компетентности. Чрезмерная серьезность. На Рейве
не станут успокаивать плачущего - это неэтично, лезть в чужую личную жизнь.
Рейвенкло часто лишены жизненных ориентиров - что зло, что добро - это всего
лишь ситуативные показатели.
Вырастая из одного этапа человек переходит в другой.
Успокаиваясь и достигая своих целей, гриффиндрец становится удовлетворенным и
счастливым семьянином - хаффлпафцем.
Сделав выбор, удовлетворив свои амбиции и найдя себя
слизеринец становится рейвенкловцем.
И наоборот. Разочарованный гриффиндорец может стать
слизеринцем. Уверовавший слизеринец - перейти на Грифф.
В норме индивид должен пройти все стадии, вне зависимости от того,
откуда он начинал. И только потом выбрать - где ему остановиться. Но
круг бесконечен, в изменении, движении сама жизнь. Поэтому его вращение
потенциально бесконечно. Вопрос в том, насколько превращений хватит вас
|
|